Тема 4
Своеобразие русской философии
Исторически Россия находилась между Западной и Восточной цивилизациями, но не ассимилировала в них и сохранила своеобразие. С этим связан ряд особенностей русской философии:
Сформировался особый тип мышления и философствования;
Многонациональность и многообразие культур стимулировали поиски общей для всех духовной основы;
Обладала способностью к освоению идей иных культур и философских систем;
Долгое время у неё не было академической формы и свои идеи она выражала через литературу, искусство;
Острая направленность и напряженность в решении социальных проблем;
Убежденность в том, что с помощью просвещения можно изменить человека, общество.
Долгое время философия не имела своей академической и институциональной формы. Это определяло сферы её выражения в литературе и публицистики, а также стиль постановки и обсуждения проблем человека и общества. В неявном виде не проявлялось стремления к созданию целостных философских систем в духе немецкой или иной западной философии. В силу этого была и есть некая неопределенность в оценках позиционных взглядов российских мыслителей.
Можно достаточно ясно вести речь о направлениях и общезначимых идей в полемике мыслителей и философов.
Публичное признание русской философии в XIX веке было весьма противоречивым. Официальная позиция прозвучала в резолюции попечителя просвещения князя Ширинского-Шахматова, «польза от философии весьма сомнительна, а вред очевиден». На основе этой резолюции в 1850 г. император Николай I ограничил преподавание философии в светских учебных заведениях. Свободомыслие и экзистенциальность философия проявляла в публицистике и литературе. Другая из причин была связана с тем, что на рубеже веков предпочтение отдавали западной философии в её различных вариантах. В Советской России были свои идеологические причины для изоляции идей русской философии.
В последние десятилетия происходит открытие русской философии и это выражается в очень широком диапазоне.
Западники и славянофилы о своеобразии и судьбе России
Основным вопросом дискуссий XIX в. был вопрос о месте и роли России в мировом сообществе. Исторически сложилось так, что Россия оказалась между Западом и Востоком и не потеряла своеобразия. В ходе дискуссий сложилось два направления: западники и славянофилы. Западники считали, что Россия должна освоить и пройти духовный путь Запада.
У истоков дискуссий был П. Я. Чаадаев. Он пережил духовный опыт надежд и разочарований эпохи императора Николая I. В 1829 г появились философические письма. Реакция на письма была неоднозначной. Официальная реакция – «Чаадаев сумасшедший». Иную оценку образно выразил А.И. Герцен и он сравнивал их появление с «выстрелом в ночи».
Ведущие темы размышлений П.Я. Чаадаева:
Исторические истоки сложного и двойственного положения России;
Почему в России все происходит таким странным образом. «Одинокие - мы пришли в этот мир и ничего не дали этому миру». Тема П.Я. Чаадаева неожиданно прозвучала в реплике В.С. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»;
Тема «самоуничижения» национального самосознания. Удачный термин нашел уже в XX веке Н.А. Бердяев. Смятение и растерянность национального самосознания выразил современник Чаадаева поэт В. Печерин:
Как сладостно отчизну ненавидеть
И жадно ждать её уничтожения!
И в разрушении отчизны видеть
Всемирную десницу возрождения.
П.Я. Чаадаев, в отличие от В. А. Печерина был патриотом России и верил в её будущее.Духовный опыт В.А. Печерина весьма поучителен тем, что он (Печерин) связывал свои надежды с Западом, но разочаровался в нем, а вернуться в Россию уже не мог.
Позиции западников во второй половине XIX века разделяли революционные демократы, либеральная интеллигенция и русский Марксизм. Философские основы этих позиций были разные. Революционные демократы духовно формировались под воздействием идей немецкой философии, либеральная интеллигенция – под воздействием идей Просвещения, русский Марксизм – под прямым влиянием идей К. Маркса и Ф. Энгельса.
В новейшей истории России отчетливо проявляется различие позиций «западников» и «западничества». Последнее выражается в стремлении элиты российского общества перестроить Россию по западным моделям образования, экономики и культуры.
Общий смысл позиции славянофилов сводился к тому, что Россия самодостаточна и не нуждается в опыте Запада. Духовные основы целостности России: «Православие, Самодержавие, Народность» . Основы государственного устройства России связывали с монархией, земством и общиной. В философии отчетливо выразили идею «Соборности», вариациями которых позднее стали идеи «Всеединства» и «Софийности». В эволюции этого направления можно выделить два периода: ранние и поздние славянофилы. Из поздних славянофилов самой яркой была личностьН.Я.Данилевского. Н.Я. Данилевский – ученый-дарвинист, исследователь, государственный деятель. Искал свой ответ на вопрос об истоках враждебного отношения Запада к России?». На этот вопрос он ответил книгой «Россия и Европа», в которой он представил теорию культурно-исторических типов. Основные положения этой теории:
В истории цивилизаций Данилевский выделил 11 культурно-исторических типов;
Основы культурно-исторических типов определяет духовное начало;
Цивилизации подобно организмам проходят этапы развития: зарождение, рост, расцвет, гибель;
По его размышлениям германо-романская цивилизация на грани упадка, а славянская цивилизация – в стадии роста. Он предвещал расцвет и укрепление позиций славянского типа культуры в XX веке;
Культурно-исторические типы замкнуты и самодостаточны, духовные основы взаимно не передаются;
любой из народов может стать культурно-историческим типом в том случае, если он способен выразить себя духовно.
Теория культурно – исторических типов была первой из вариаций цивилизационного подхода в европейской философии истории.
Основные идеи философии и публицистики В.С. Соловьева.
Русская идея в творчестве В.С. Соловьева
Ранние работы В.С. Соловьев начинал с критики западного рационализма.Что он заметил? Западный рационализм обращен к разуму человека, но суть целостного, «живого» человека не раскрывает. «Целостный » человек и стал предметом его философии. Свой духовный путь он выразил в смысловых переходах«от знания к целостному человеку, от целостного человека к целостной жизни». Оказалось, что без обращения к Богу человек не может выразить и реализовать целостность своей жизни.
В целяхсвоего учения он закладывал идею синтеза истины, добра и красоты. Эту цель он пытался выразить в книге «Оправдание добра». В завершенном виде ему удалось выстроить учение о нравственности, в основах которой заложено добро. Добро не нуждается во внешнем обосновании, оно изначально заложено в природе человека. Позволяет ли реальная жизнь реализовать это начало человека? Ответ он давал через анализ связи нравственности и разных сфер жизни общества (экономика, право и т.д.). Всякий раз он получал неутешительные ответы.
Из дискуссий западников и славянофилов вызрела тема «Русская идея». В 1888 году В.С. Соловье в Париже прочитал доклад на эту тему. В этой теме отчетливо звучал вопрос о смысле существования России во всемирной истории.Россия – сложное образование, но, тем не менее,она обладает целостностью. Поиски направлены на обоснование духовных основ этого состояния. Идея «Всеединства» стала основой его философии истории. Он писал о том, что субъектом исторического процесса является не какой – либо отдельный народ, а всё человечество. Каждый из народов способен проявить и выразить себя как часть целого, как часть человечества. Возможности реализации целостности он связывал с Россией и с христианским преображением жизни, построенной на началах истины, добра и красоты.
К этой тему позднее обращались E. H. Трубецкой, В. В. Розанов, Н.А.Бердяев, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, И. А Ильин, Л. П. Карсавин и другие при объяснении русского национального самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества.
Русская идея в творчестве Н.А. Бердяева
Своеобразной вершиной размышлений на тему «Русская идея» стала книга Н. А. Бердяева“Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века” (Париж, 1946). В отличие от В.С. Соловьева он выделял собственные национальные, духовно-метафизические основы самосознания России. Россия не смогла духовно принять новоевропейский гуманизм с его рационализмом и формальной логикой. Нужно движение вперед к эпохе Св. Духа, к новой коммюнотарности (общественности, соборности).
В основных выводах этой темы заложены положения:
В истории России было несколько периодов: Киевская Русь, Русь татаро–монгольского периода, Московская Русь, Петровская Россия и Советская Россия. Возможно, что будет еще новая Россия;
Смена России происходила всегда в катастрофических формах;
Двойственность русской души;
Апокалипсис русской души.
Н.А. Бердяев на основе своей интерпретации темы «Русская идея» исследовал духовную историю России, духовные мотивы действий человека в различных исторических ситуациях. Оказалось, что экзистенциальные особенности российского национального самосознания отчетливо проявляют себя в экстремальных ситуациях.
В основах публицистики Н.А. Бердяева была его философия. Как мыслитель он прошел сложный духовный путь своей эпохи, в том числе и увлечение Марксизмом. Но в Марксизме он не нашел решения проблемы человека и создал свое учение. В отличие от Марксизма, основы сущности человека он определял через его духовность как внутреннего, творческого состояния человека.
Целью своей философии он ставил оправдание человека. И эту цель он выразил в ряде работ 1913 – 1916 г. г. Человек оказался «в плену необходимости» и зависимости от общества. Смысл оправдания человека он видел в преодолении отчуждения и утверждения своего «Я» и достоинства. Человеку изначально дана свобода выбора. Н.А. Бердяев выходит за пределы социологического толкования свободы как независимости от внешних условий. свобода – это внутренне, нравственное состояние человека и он должен выбрать творчество, смысл которого - формирование собственного «Я».
Яркой страницей его публицистики была книга «Истоки и смысл русского коммунизма» (1936 г.). Идея коммунизма появилась на Западе, а свое воплощение находит в России. Почему это стало возможным и каковы же духовные основы этого выбора? Из размышлений мыслителя можно извлечь много полезных уроков для оценки современности.
Признание идей Н.А. Бердяева прозвучало в послании президента России Федеральному собранию РФ от 12.12.2013 г.:
«И мы знаем, что в мире всё больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.
Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию».
Современный аспект темы «Русская идея» связан с поисками общенациональной российской идеи, которая могла бы духовно сплотить разные слои общества.
Философия русского космизма
Космизм – очень сложное и многоплановое явление в философии. Это и вполне определенные идеи, и определенное умонастроение, и определенный угол зрения, под которым рассматриваются и решаются философские вопросы. Слово «космос» в контексте космической философии является синонимом таких слов, как «мир», «Вселенная», «Универсум». То есть слово это приглашает нас изменить степень охвата познаваемой действительности и посмотреть на человека не столько как на жителя привычного человеческого мирка, сколько как на деятеля планетарного и даже сверхпланетарного масштаба. Вот типичные мотивы космической философии:
1) человек – соратник и сотрудник Бога (или Природы) в творческой эволюции Вселенной; после того как в ходе эволюции возник человек, именно на него возложена миссия дальнейшего совершенствования мира (через совершенствование собственной человеческой природы, через освоение и преобразование природы на Земле, а затем и во всем космосе…);
2) в мире все находится в единстве со всем, и человек – не исключение, поэтому все, что происходит в жизни человека (в его физическом существовании, в его быте, социально-политической и духовной сферах), происходит не только по причинам земного происхождения, но и под влиянием глобальных космических процессов, космос ближе, чем мы привыкли думать, он рядом с нами, он в нас и в каждом событии нашей жизни;
3) Существование человека не ограничено временными рамками жизни от рождения до смерти, как не ограничено и пространственно, человек – это путешественник во времени и пространстве – он идет сквозь тысячи и миллионы рождений и смертей своих физических тел, не утрачивая себя как некоего духовного единства, он также перелетает от одной планеты к другой, из одной солнечной системы в другую на космических кораблях и нет ему преград; осознавая безграничность своих возможностей, человек начинает иначе мыслить, а это новое, вселенского масштаба, мышление и есть космизм;
4) космическая точка зрения на жизнь и деятельность человека открывает возможности для разработки новой, космической, этики, в которой по-новому осмысливается идеал человека, предлагаются новые, космические, основания для нравственной жизни, а смысл человеческой жизни трактуется с учетом миссии человечества во Вселенной.
В русском космизме различают несколько направлений:
религиозно ориентированный космизм (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев и др.)
естественно-научный космизм. (В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.)
эзотерический космизм, который основное внимание уделяет космическому
влиянию высших сил на человека (Е.И.Блаватская, Н.К. и Е.И.Рерихи)
космическая философия К.Э.Циолковского, в которой сочетаются черты всех перечисленных типов космизма.
Кафедра истории и философии Вятской ГСХА philosophy_vgsha@mail.ru |
Понедельник - суббота 8:30 - 17:30 Воскресенье - Выходной |
(8332) 57-43-94 |
© 2014 ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА Created by Greckov Vladimir |