Scientia est potentia

Электронный учебный комплекс по философии

для студентов зочной формы обучения

Разработано на кафедре истории и философии Вятской ГСХА







Тема 3

Бытие и познание. Единство мира и научная картина мира

Космоцентризм и учение о бытии в античной философии

В ранний период античности мировоззрение человека проявлялось в мифологических формах. Для него были характерно образное, чувственное и антропоморфное представлениео природе. В гносеологическом плане природа была для античного человека тем, что ему было дано в восприятиях.Разделенность мира человека и мира природы появилась как осознание зависимости человека от стихийных сил. В его картине мира происходило разделение на свой мир и мир иной. Появились вопросы о том, что есть мир и что же стоит за этим миром. Чувство зависимости порождало идеи осязаемых богов, антропоморфных по происхождения. Представление о мире усложняется. А это и порождало вопросы о той сущности, которую способны выражать боги. И этой сущностью для него стал космос.

Парадигмой в натурфилософии античного периода был космоцентризм. В современных представлениях космос чаще всего объясняют как сферу, которая окружает нас. Античный человек не проводил такого разделения и полагал, что «все есть космос». В него погружены и люди и боги.  Схема отношений усложняется, В ней есть человек, есть боги, природа и космос. Космоцентризм стал парадигмой натурфилософии  античного периода. Представление о том, что есть космос можно представить схемой.

В пределах космоцентризма античные философии искала ответы на вопросы о первоосновах бытия и его закономерностях.

В объяснении  первооснов бытия получили признание и стали классикой философии следующие научные программы:

1. первоосновой бытия являются элементы. Это - воздух, вода, земля, огонь);

2. программа пифагорейцев(первоосновой считали число);

3. программа атомизма(первооснова – атом);

4. программа Платона (первооснова – идея);

5. программа Аристотеля.

В осознании закономерностей бытия сформировалось два подхода:

1. Бытие не меняется – Парменид;

2. «Все течет - все изменяется» - заявил Гераклит.

Из многообразия точек зрения античного периода мы выделяем классические программы, которые были и остаются предметом анализа философии и науки. Каждая из них в какой – то форме представлена в практикуме. Анализ проблем закономерностей бытия современная наука выражает через биологию, космологию, синергетику в представлениях о стационарных и нестационарных, открытых или замкнутых системах и т.д. Если принять точку зрения Гераклита, то, как показал Зенон в V веке до н.э., могут появиться затруднения  (апории) мышления. Проблема в том – как выразить движение в мышлении, в уравнениях и законах науки.

Натурфилософские проблемы в учении Платона

В ходе дискуссий с пифагорейцами и атомистами формировались идеи философии Платона. Учение Платона дает ответ на вопросы об основах бытия. Он начинал с поисков ответов на очевидные вопросы чувственного опыта.

1)    Почему исчезнувшие вещи снова возникают такими же, как и были? И так ли это?

2)    Откуда берутся идеи в сознании человека, конечно не из опыта, т.к. идеальных вещей вокруг нас нет?

3)    Как возможны такие люди как Сократ, которые живут достойно и праведно в лживом и недостойном мире?

Платон считает, что объяснить природу из нее самой и человека из него самого невозможно. Платон допускает, что кроме мира вещей есть мир идей – высший мир. Тогда вопросы имеют решение, и они находятся в мире идей.

Идея – идеальное понятие, выражающее сущность вещей, без этого допущения невозможно решить не одной проблемы.

Оба мира связаны демиургом (Ремесленник), который воплощает идеи в вещи, любая вещь это воплощение идеи в материи. Материя – несовершенна и разрушима, поэтому все вещи временны. Идеи имеют другие характеристики: они совершенны, неизменимы, вечны, не материальны.

Основываясь на свое учение об идеальном мире, Платон отвечает на приведенные выше вопросы следующим образом:

1)    Вещи возникают из мира идей, поэтому вещи по своей природе одинаковы;

2)    Душа есть у каждого до его рождения душа находиться в мире идей и там все идеи усваивает, при рождении душа «вопложяется» в тело и как бы забывает все идеи (все идеи уходят в подсознание). Поиск идеи Платон называет, поэтому припоминанием идеи. Припоминание осуществляется при помощи разума. Однако если идея не заложена в голове, человек не видит фактов. По Платону только доопытное знание делает опыт адекватным. Но так как душа, попавши в тело, забывает о существовании мира идей, в мире вещей должна быть подсказка о мире идей. Подсказка должна быть не только умопостигаемой, но и видимой. Такая подсказка есть – это идея красоты. По Платону существует три ступени красоты:

3)    Платон считает: в этом мире есть красота, в мире идей – идея красоты,

Добро – идея добра;

Истина – идея истина;

Зло – это искажение добра;

Ложь – искажение истины;

Уродство – искажение красоты.

Платон не только применил теоретический способ постижения истины, но и обосновал его ценность. Путь теории гораздо экономнее пути опыта, что же тогда предпочесть? Не стоит жалеть времени на постижения общих понятий, тем быстрее разберешься с конкретными случаями этой идеи. Полученное знание в голове применимо к вещам

В современной науке смысл программы Платона проявляется в теоретических разделах физики, математики.

Натурфилософские проблемы в учении Аристотеля

В первоосновах бытия Аристотель выделял материю и форму. И как человек может познавать эти начала вещей.

Заслуга Аристотеля в том, что он отстаивал опыт в познания мира.

Аристотель в своей модели мира считает, что мира идей  нет, существует только мир вещей, следовательно, каждая вещь индивидуально сущее. Необходимо найти основу, т.е. общность, которая постигается разумом.

«Идея» Платона «Форме» Аристотеля, т.к. форма совершенна, вечна и неизменима. Вещи разрушаются, что же делать? По Аристотелю форма не исчезает она переходит из состояния «действительности» в состояние «возможности». Форма постигается только с материей (спасение опыта), но при форме вещь умопостижима. Благодаря данному подходу он упорядочивает свои знания.

При таком подходе возникает проблема – как объяснить изменение вещей.  Если сравнивать демиурга и Бога христиан, то можно отметить, что демиург – это ремесленник, работающий по готовым чертежам, а Бог – это Творец. Для Аристотеля форма это материя, причина и цель. Материя  - пассивна, форма – активна. В его модели мира демиург заменяется Формой. Цель он объясняет как заданность формы, причина – катализатор процесса. Форма Аристотеля – это то, что существует в мире и поддерживает порядок Þ «истина º форма»

Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии

В парадигмах натурфилософии этого периода были теоцентризм, провиденциализм и креационизм

Теоцентризм означал, что всё существующее  определяется  Богом.

Согласно креационизма источник всего сущего является Бог. Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.

Принцип христианского антропоцентризма. Хотя человек создан по образу и подобию Бога, темне ,он повелитель созданного Богом мира.

Акценты натурфилософии сместились  к анализу проблем сущности и существования.

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения в учении о человеке утверждала гуманизм и антропоцентризм. Это было одной из предпосылок изменений представлений о мире и месте человека в этом мире. Средневековое представление о Боге – творце в период Возрождения проявилось в форме пантеизма. В этом сказалось влияние идей Платона, для которого мир был порождением идеи. Свой идеальный мир Платон выражал с помощью геометрических образов. Геометризированное описание становится формой и сутью языка науки Возрождения. В пантеизме ( греч.пан - всё, и theos– бог) произошло отождествление бога и мира, бога и природы. В этом выразился синтез очень разных идей античного атомизма, идей Платона и Аристотеля. А формой языка науки и размышлений о нем была геометрия. В чем это выражалось? Космос античности стал геометрической формой мира, в котором гармония и целесообразность. И этот мир был выстроен Н. Кузанским. В своем учении он выразил идею единства Бога и его проявлений в природе, идею единства путей познания Бога и Вселенной. Познание Бога и целесообразности творения приближают человека к пониманию его замысла. Рациональный смысл пантеизма той эпохи состоял в том, что познание природы приближает к осознанию замысла Бога. При этом сам человек как «микрокосмос», маленькая Вселенная обладает способностью к творческой познавательной деятельности.

Идеи Н. Кузанского оказали влияние на размышления Д. Бруно, Б. Паскаля и  многих других мыслителей эпохи. Обращение к проблемам Вселенной происходило в рамках полемики сторонников геоцентризма К. Птоломея и гелиоцентризма Н. Коперника. К. Птоломей за основу принимал модель Вселенной Аристотеля и создал для неё новую кинематику движения. Согласно геоцентризму, центром мира является Земля, а наблюдаемые планеты расположены относительно Земли. Н.Коперник утверждал, что центром мира является Солнце, а наблюдаемые планеты движутся вокруг Солнца по круговой орбите.

Острейшим предметом дискуссий был вопрос о месте Бога и человека во Вселенной. Физика могла допускать обе модели мира. А вот мировоззрение не могло совместить разные взгляды о месте Бога и человека во Вселенной. С появлением идей Д.Бруно дискуссии обострились. Д. Бруно отстаивал идеи гелиоцентризма и пришел к выводу о том, что во вселенной нет единого центра, более того – миров много и наш мир во вселенной не единственный. Эти утверждения не совпадали с текстами Священных писаний как по физической, так и по мировоззренческой сути. Судьбу жизни Д. Бруно решила инквизиция, а судьбе идей предстояла сложная история. экзистенциальную драму этих идей выразил Б. Паскаль.

Постановка проблем теории познания в философии XVII – XVIII в.в.

Разнообразие позиций о роли и месте человека в мире и оценок его познавательных возможностей создавало основы для перехода к эпохе Нового времени. Свои познавательные возможности человек реализовал в изучении природы. Основы опытного и теоретического естествознания формировались Г.Галилем. Он утверждал роль и необходимость опыта для выведения простых закономерностей физики, построения исходных принципов механики и для доказательства теоретических предположений. В системном виде обоснование основ опытного и рационального познания было дано в работах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др.

В этот период появились новые вопросы и сформировались основы проблем теории познания.

1.Что есть познание?

2.На каких основах происходит процесс познания?

3.Что является источником знаний человека об окружающем мире?

4.Каковы пути построения знания теоретического?

5.Какие методы можно использовать в познании?

6.Как проверить истинность знания и что можно отнести к критериям истинности знания?

В решении этих вопросов сложился эмпиризм и рационализм, сформировались основы индуктивного и дедуктивного путей построения знания. Ответы на исходные вопросы теории познания не совпадали.

Последователи эмпиризма основой познания и источником знания принимали опыт. Сторонники рационализма в обьяснении источников знания предпочтение отдавали разуму человека.

Основы индуктивного пути построения знания и правила индуктивного метода разработал Ф. Бэкон. Основы дедуктивного пути познания и правила дедуктивного метода разработал Р. Декарт. В практической части пособия Вы найдете текста Ф. Бэкона и Р. Декарта и вопросы задания. Размышления в пределах вопросов задания помогут Вам понять содержание идей этих мыслителей.

Разумеется, что они были далеки от крайностей подходов своих подходов, ибо очевидность опыта была несомненна. Появился целый ряд вопросов, на которые они не имели ясного ответа. Среди них был и вопрос о тех основах, которые предшествуют реальному опыту. Ответы на подобные вопросы появились в учениях И. Канта, Ф. Гегелья и в современной теории познания.

Цели и смысл познания

Переход к информационному обществу как ступени эволюции цивилизацииXXI века невозможен без адекватного осмысления традиционных и вечных вопросов теории познания. По форме они остаются прежними, однако смысл их меняется. Это связано с тем, что изменяется место и роль информации в жизни человека и общества. В идеях «информационного общества» предполагается, что информация становится самостоятельным ресурсом технологии и общественной жизни. А изменение основ технологии вносит изменения во все сферы жизни общества (социальная структура, политическая система, культура, образование). Познание сегодня является самой сложной формой деятельности человека. Его цель – найти новое знание и выразить его в научных, технологических или социокультурных формах цивилизации.

Привлекает к себе внимание вопрос о смысле познания. А понимание смысла было и будет разное. В истории философии можно выделить несколько сюжетов толкования познания.

1.Познание есть созерцание природы или гармонии творения Бога;

2. Познание человека есть «припоминание» души – Платон;

3. Познание есть «конструирование» знания – И. Кант;

4.Познание есть отражение внешнего мира в сознании человека (теория отражения);

5. Согласно герменевтике познание есть понимание и толкование «текстов» культуры и науки.

Таким образом, существуют разные толкования смысла познания. И если человек заявляет  «Я познаю мир!», то, что же на самом деле он думает и делает? Варианты ответов можно найти в пределах тех позиций, которые сложились в философии. На уровне здравого смысла и эмпиризма преобладают идеи теории отражения. Но что делать человеку, если есть «третий мир» К. Поппера или «физическая реальность» А. Эйнштейна? Структура знания и уровни познания усложняются. Это факт современной науки и теории познания.

Ступени и уровни научного познания

Различают чувственную и рациональную ступени познания. К формам чувственной ступени относят ощущения, восприятие и представление.

К формам рациональной (логической) ступени познания относят понятие, суждение и умозаключение.

Различают также эмпирический и теоретический уровни познания.

Цель эмпирического уровня познания выявить факты и установить закономерности связей данных опыта. Формы познания: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование. Цель теоретического уровня познания – обьяснить результаты экспериментов и выразить их в формах научного знания. Формы теоретического уровня познания: закономерность, проблема, гипотеза, закон науки, теория, концепция, научная картина мира.

Ступени перехода от опыта к теории. Методы построения и обоснования знания

Теоретический уровень имеет свою структуру и последовательность этапов познания. Этапы познания можно представить схемой.

Итогом эмпирического уровня познания являются факты. Факт представляет собой предположение, которое фиксирует результаты опыта. Далее происходит их исследование с помощью методов познания.

Проблема – известное, но нерешенное противоречие между известной теорией и новыми фактами опыта, противоречие между выводами разных теорий и т.д.

Для объяснения проблемы создается гипотеза – предположение, которое требует последующего доказательства

Предполагать можно все, что угодно. Но далеко не каждое предположение может иметь статус научного знания. Гипотеза должна соответствовать как общим критериям, так и критериям по областям наук.

Статус гипотезы можно уточнять на основе критерия фальсификации К. Поппера. Если предположение открыто для проверки, то его можно принять к исследованию. Если такая процедура невозможно, то предположение не может иметь статус научного знания.

Гипотеза через логическое обоснование или подтверждение в опыте становится теорией. От теорий мы снова обращаемся к фактам. В динамике процесса познания реализуется его цикличная форма.

Переход от факта к проблеме – первая ступень, от проблемы к гипотезе – вторая и т.д. Последовательность ступеней является условием получения результата.

На первой  ступени используют определенные методы познания:

  • анализ (разложение), синтез (соединение);

  • статистические методы (обработка данных);

  • математические методы.

На второй и третьей ступенях – методы построения и обоснования знания. К общенаучным методам относят:

  • Идеализация. Любое явление обладает множеством свойств. Изучать все сразу невозможно. Для изучения выделяют определенную область и создают модель  идеального объекта;

  • Формализация. Выделение свойств или признаков  объекта, которые соответствуют цели исследования;

  • Математизация, т.е. использование средств математики для цели познания.

К всеобщим методам познания относят:

1.Методы исторического и логического подходов;

2. Метод перехода от «абстрактного к конкретному» (Г. Гегель, К. Маркс). Соответствует четвертой ступени;

3. Системные методы исследования.

Обьяснение взаимного перехода от фактов к теории и пути построения теории возможно на основе индуктивного, дедуктивного или гипотетико – дедуктивного путей познания .От фактов к теории – индуктивный путь (Бэкон), от теории к фактам – дедуктивный (Декарт).

Утверждение о гипотетико – дедуктивном пути познания сформировалось в ХХ веке. Научное познание начинается с выдвижения гипотезы и ее последующего обоснования (К. Поппер).

Среди новейших концепций теории познания выделяется интегральная теория познания В.Ф. Юлова.

Сущность теории. Возможности и пределы теоретического познания

По своему смыслу теория – идеальная модель объекта, которую создает ученый с помощью методов и правил познания и работает с нею без прямого обращения к опыту (например, экономико-математические модели).

Теория как форма знания имеет сложную структуру и включает в себя понятия, принципы, законы, идеальные образы объекта (абсолютно твердое тело, стоимость т.д.), язык науки, операциональные правила перевода положений теории на язык опыта (4-ая ступень познания).

Теория не сводится к простой совокупности данных опыта, не является простым продолжением опыта и не вытекает из опыта; она находится в пределах определенных теоретических положений и данных опыта. (сх.1)

Теория имеет определенную область применения. Это означает, что она может давать адекватный результат в пределах определенной области теоретических положений и допустима для определенной сферы эмпирических данных. (Сх. 2)

Единство мира и научная картина мира

Знание о мире может быть представлено в разных формах: понятие, принципы, законы науки, теория, учение, система знаний, концепция (система идей), научная картина мира (НКМ).

Представление о НКМ позволяет выразить разнообразие знаний разных областей наук на основе некоторых общих положениях и тем самым провести синтез знания и выявить в разных формах языка общую основу.

НКМ – система оснований, идеалов и принципов, которая влияет на содержание знания, определяет выбор целей, путей и методов познания, а также способ интерпретации результатов познания..

В структуре НКМ можно выделить:

  • содержание – базовые теории (например, механика Ньютона) и эмпирический базис;

  • основания – система идей, на которые опирается теория, но в явном виде их не выражает.

  • идеалы - познавательные ценности, которые определяют «образ» познания;

  • принципы науки – утверждения, которые принимаются без доказательства.

Глобальные НКМ:

  • натурфилософия;

  • классическая XVII – XIX в.в.;

  • неоклассическая;

  • постнеклассическая (современная).

Каждая из них содержит:

  • содержание, основания, идеалы и принципы;

  • образы мира;

  • тип рациональности

    • классический                 субъект – прибор – {объект}

    • неоклассический            субъект – {прибор – объект}

    • постнеклассический      {субъект – прибор – объект}

  • Каждая картина мира формирует определенное представление о месте человека о мире ( Я и МИР).

 

Содержание и основание НКМ

НКМ

Содержание

Основания

Классическая НКМ

Механика и теория тяготения Ньютона

материализм (XVII-XIX вв.)

Неоклассическая НКМ

Теория относительности и квантовая теория

материализм

Современная НКМ

Теория относительности, квантовая теория, космология, биология

Неопозитивизм

Принципы НКМ

Классическая НКМ

1.     принцип абсолютности пространства и времени

2.     детерминизм Лапласа

3.     принцип непрерывности

4.     принцип дальнодействия

Неоклассическая НКМ

1.     относительность пространства и  времени

2.     детерминизм (вероятностный или статистический)

3.     непрерывность-прерывность

4.     близкодействие

Современная НКМ

1.     относительность пространства и  времени

2.     детерминизм (вероятностный или статистический)

3.     непрерывность-прерывность

4.     близкодействие

5.     принцип неопределенности и дополнительности

6.     принцип соответствия

7.     принцип системности

8.     эволюционизма

9.     самоорганизации

Смена НКМ происходит в форме научных революций.

В результате научной революции меняются идеалы, основания, принципы, образ, тип рациональности, представление о месте человека.





Кафедра истории и философии

Вятской ГСХА

philosophy_vgsha@mail.ru

Понедельник - суббота 8:30 - 17:30

Воскресенье - Выходной

(8332) 57-43-94

© 2014 ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА

Created by Greckov Vladimir